Некоторые особенности консультирования подростков

Некоторые особенности консультирования подростков

Подростковый возраст особо важен в физическом и психическом становлении человека. В среднем подростковый период ограничивается возрастными рамками от 11-12 до 18-20 лет. Большинство исследователей подразделяют этот период на две фазы. В физиологическом плане первую фазу (от 11-12 до 14-15 лет) обозначают как препубертатную, а вторую (от 14-15 до 18-20 лет) – как собственно пубертатную.

Характерной чертой зрелой личности является способность смотреть на себя как бы со стороны, критически оценивать свои поступки. Подростки от этого еще далеки и вместо снисходительности проявляют обидчивость, вместо уравновешенности – повышенную впечатлительность. Там, где взрослый человек с высоты своей зрелости ничего не заметит, подросток усмотрит унижение и недооценку. Обидчивость, раздражительность, сверхвпечатлительность подростков говорит о том, что их жизнь наполнилась тревогой и неуверенностью, а защитные механизмы не успели еще как следует сформироваться. Врачи различных специальностей хорошо знают, что подростковый возраст предрасполагает к особой концентрации конфликтов, которые часто приводят к агрессивному и суицидальному поведению, употреблению алкоголя и наркотиков, проживанию в специфической субкультуре (например, в религиозной секте). Большое значение при этом имеют так называемые психосоциальные стрессоры:

  • в семье (длительный конфликт родителей, длительный период развода и связанное с ним напряжение, недостаточное использование ресурсов для развития ребенка, враждебное или оскорбительное отношение к нему, неадекватный родительский контроль, неустойчивый стиль воспитания, чрезмерные дисциплинарные требования, потеря значимого для ребенка члена семьи, психическая болезнь близких, включая алкоголизм и наркоманию);
  • обстоятельства жизни (смена местожительства, пребывание в квартире чужих людей или частая смена людей с разными типами характера, низкий материальный уровень жизни семьи);
  • особенности ребенка (нарушения познавательных функций, школьных навыков).

Психологические особенности подросткового возраста включают перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин; чувствительность к оценке посторонними его внешности, способностей, умений в сочетании с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность подростков порой уживается с черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, а борьба с авторитетами и общепринятыми нормами – с обожествлением случайных кумиров. Собственной нравственной позиции у подростков еще нет. Их этические понятия формируются под влиянием родителей или под влиянием другого человека, которого подростки «уважают». В отличие от взрослых, они еще не умеют использовать чужой негативный опыт. Со слов родителей и из уроков граждановедения в школе им известно, что воровать нельзя, что пьянство и употребление наркотиков – это плохо, но объяснить, почему нельзя и почему именно плохо, многие подростки вряд ли смогут. Несформированное еще отношение к смерти и к возможным увечьям во многом снижает ценность профилактической работы, которая основана на устраше-нии и запугивании.

Многие специалисты, которые работают с подростками, считают важным выделить так называемые «группы риска», которые требуют к себе повышенного внимания с точки зрения профилактики конфликтов и их вероятных последствий. В этой связи при сборе анамнестических сведений следует обратить внимание на фактор школы. Хорошая успеваемость в школе требует от подростка наличия определенных навыков, которые должны соответствовать возрасту, и хотя бы минимального уровня ориентации на достижения. Подросток должен также адекватно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, иметь навыки самоконтроля, умения расслабляться, отдыхать и разрешать возникающие проблемы. Школьная несостоятельность способствует появлению эмоциональных и поведенческих расстройств, а резкое снижение успеваемости может быть связано с употреблением наркотиков. Другими важными факторами, подкрепляющими или ослабляющими проблемы подросткового возраста, являются отношения с ровесниками и в неформальной группе, наличие приятелей, которые употребляют наркотики.

В типичных случаях проблемное поведение начинается с прогулов школьных занятий, за которым следует приобщение к «плохой компании». Потом начинается мелкое хулиганство, издевательства над младшими и слабыми, угон велосипедов и машин с целью покататься. Реже встречаются мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. «Трудный» подросток – это подросток из неблагополучной семьи с неадекватным воспитанием, культивированием отрицательного социального опыта и хронической безнадзорностью. Это подросток с бурным стремлением к самоутверждению, агрессивному фантазированию, активному протесту.

В современном мире «трудные» подростки часто не имеют взаимопонимания ни с родителями, ни с учителями. У них редко есть достойные и верные друзья, и они в одиночку пытаются ответить на вопросы, связанные с формированием мировоззрения и становлением личности. Поэтому врачи, которые работают с подростками, должны быть настроены на «юношескую волну»: то есть относиться с интересом и симпатией к жизни, мечтам и интересам подростка.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что для успешного консультирования подростков необходима атмосфера доверия, которая чаще всего может быть разрушена авторитарной позицией врача, его утрированной назидательностью. Нельзя безапелляционно требовать выполнения своих рекомендаций. Такое консультирование заранее обречено на неудачу, так как наиболее вероятной реакцией на подобный стиль беседы будет сопротивление и протест. Более успешна будет позиция просвещенного советчика, который объясняет смысл своих рекомендаций, доказывает их обоснованность, оставляет для подростка возможность выбора. Даже если для самого специалиста вопросы, обсуждаемые с подростком, являются аксиомой, необходимо быть готовым терпеливо и спокойно доказать свою правоту, не сбиваясь на менторство и раздражительное морализирование.

Источник: Беляева, Покровский, Кравченко "Консультирование при ВИЧ инфекции".

Напишите нам