Важность профилактики в группах и через игры

Использование малых групп является очень практичным подходом, потому что:

  • Это создает непосредственное участие и вовлечение человека в обсуждение, увеличивает уровень усвояемости материала.
  • Сокращает число прочитанных лекций. Эффективность обучения возрастает, когда участники учатся истине через непосредственное участие.
  • Признает, что взрослые люди (а также молодежь) имеют собственный опыт, который содействует их собственному обучению, а также помогает им в обучении других людей.
  • Создает обстановку, в которой участники, которые в ближайшем будущем будут наставниками, могут обмениваться идеями. Им становится легче говорить на ту тему, упоминание о которой в общественной или личной обстановке было для них трудной задачей.
  • Помогает наставникам практиковать и развивать свои способности по вовлечению в общение других людей, вместо того, чтобы только читать им длинные лекции.
  • Признает, что участники не являются просто пустыми сосудами, которые необходимо наполнить учением, но они сосуды, каждый со своим «содержимым». Сравните это с приготовлением супа, когда каждый участник может что-то добавить в блюдо ? масло, мясо, овощи, соль, перец и т.д. Только это сделает суп вкусным и питательным.

РАБОТА В ГРУППЕ

Размер группы

Самое оптимальное, чтобы группа слушателей состояла из 10-20 человек. Когда группа превышает это количество участников, то лектору трудно будет создать атмосферу доверия и искренности. Многое зависит от лектора, если он может удержать внимание большой аудитории и сохранить атмосферу доверия, то он может выступать и перед большей аудиторией. Большие мероприятия или выступления хорошо проводить не в одиночку, но в паре или тройке с другими лекторами, например, один будет проводить только игры, другой читать лекцию?

Правила группы

Чтобы создать атмосферу доверия в группе, следует соблюдать некоторые правила. Если вы считаете, что введенные правила помогут течению лекции, то вы можно коротко обсудить их в группе перед началом лекции. Вот некоторые правила (участники могут предложить и др.):

- Конфиденциальность: все личное, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы и рассказываться другим людям.

- Уважение: должна царить атмосфера свободного выражения мыслей без боязни вызвать насмешки товарищей. Это также право на внимание: когда высказываться один ? все остальные его слушают и не перебивают, тем самым проявляя уважение говорящему.

- Взаимная поддержка: каждый участник может рассчитывать на постоянную готовность товарищей выслушать его проблемы и при необходимости оказать помощь.

Роль лектора (тренера)

Успешность лекции во многом зависит от позиции лектора. Очень важно, чтобы лектор не демонстрировал свое превосходство над подростками, но постарался стать как они, стать частью самой группы. Подростки легко могут учиться от тех, кто находится на них уровне, с их проблемами, тогда сказанное «своим», «таким же как я» намного усваивается и является значимым, чем то, что говорят взрослые. Задача ведущего ? стать «своим» для группы, подчеркивая свою похожесть и близость группе (не обязательно по возрасту).

Лектор должен подчеркнуть, что у каждого есть свое мнение, которое он уважает, не обязательно с этим мнением следует соглашаться, но оно представляет новую альтернативу, которую, возможно, следует обсудить. Такое отношение лектора обеспечивает атмосферу взаимного доверия, конструктивного обсуждения проблемы. Лектор может предлагать свое мнение и переживания, не навязывая их участникам, но, чтобы оно рассматривалось, как одно из мнений группы.

Методы работы с группой

Дискуссия. Дает возможность участникам выразить свое мнение по тому или иному вопросу на основании своих знаний и предшествующего опыта, а также расширить, углубить его, а в ряде случаев и изменить на противоположное. Дискуссия может принять острый характер и привести к спору, но все же благодаря ей устанавливаются ценности среди участников, запоминаются какие-то важные факты, которые в будущем могут сформировать поведение подростка. Во время дискуссии позвольте участникам выразить свое мнение.

Мозговой штурм. Задавайте вопросы аудитории, чтобы они сами искали ответов. Не пропустите не один ответ, особенно будьте внимательны к тем, кто стеснителен и закрыт в себе. Ваше внимание на его высказывание поможет ему быть более уверенным и открыться в дальнейшем течении программы. Принимайте все ответы, правильные и неправильные. Оцените каждого участника, это поможет вам оценить уровень знаний в группе, а также способствует совместной работе.

Ролевые игры. Представляют собой небольшие, произвольного характера сценки, отражающие варианты жизненных ситуаций, благодаря которым участники могут увидеть на примере варианты поведения в тех или иных ситуациях, в которых они могут оказаться в реальной жизни. Не ставьте одного и того же участника в похожие роли, чтобы он не остался «персонажем» в глазах товарищей. После игры напоминайте, что это была лишь игра, чтобы участники вышли из своих ролей и вернулись к реальности. Держите под контролем ход игры, вмешивайтесь в нее по мере необходимости, а также установите лимит времени, чтобы она не помешала течению лекции, а также, чтобы не навредила группе или отдельному участнику.

Эффективность усвоения информирования аудиторией:

Лекция (5% усвоения). Хотя лекция считается одним из самых простых методов информирования, она ставит слушателей в пассивную позицию.

Чтение (10% усвоения). Не дает глубокого информирования, может быть использовано лишь в сочетании с другими методами.

Аудио-визуальные средства (20% усвоения). Демонстрация при последующем обсуждении очень помогает лектору достичь внимания и усвоения. Наглядные пособия (30% усвоения) способствуют усваивать информацию разными каналами восприятия: зрением, слухом, в некоторых случаях и осязанием.

Обсуждение в группе (50% усвоения). Дискуссии полезны тем, что заставляют участников думать в рамках заданной темы, анализировать свои чувства, формировать и высказывать свое мнение.

Обучение практикой действия (70% усвоения) ? это ролевые игры или проигрывание ситуаций. Создает некритичную обстановку для анализа своих чувств, мыслей и действий.

Выступление в роли обучающего (90% усвоения). Участник, который преподает материал другим, сам усваивает 90% преподаваемого.

Напишите нам