55. Как сопровождать умирающего?

55. Как сопровождать умирающего?

Конечно, больной нуждается в лекарствах и медицинской заботе, но часто мы забываем о том, что больной более всего нуждается в друге, который даст ему любовь и понимание.

НИКОГДА не говорите при умирающем, что на него не надо обращать внимания, даже если он находится в бессознательном состоянии.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя пользоваться ситуацией его близкой кончины, чтобы заставлять его отрекаться от своих убеждений в пользу собственной веры. Даже во время молитвы не будьте навязчивым. Просто скажите: «Ты не веришь в Бога, а я верю. Я буду с моим Богом говорить о тебе, а ты просто слушай». Важна не форма молитвы, а личное свидетельство того, что Бог – Живой. Отношения человека и Бога – это личные отношения.

ОБЯЗАТЕЛЬНО предложите человеку исповедоваться - на понятном ему уровне. «Ты войдешь в вечность. Чего ты не желаешь брать туда с собой? Какие слова, мысли, поступки ты бы не желал нести с собой? Где тебе стыдно: перед собой, перед людьми, перед Богом?»

Первые христиане воспринимали смерть не как конец, а как начало. Смерть – путь к вечности через врата жизни. В молитвах Иоанна Златоуста постоянно присутствует такая фраза: «Имейте память смертную!» Это не значит «бояться жизни», но - жить со всей напряженностью, когда каждый миг должен быть совершенным, ведь может быть он – единственный?

Перед лицом смерти стираются обиды, горечь, взаимное отвержение, то есть мысль о смерти придает жизни высший смысл, потому что нет ничего слишком мелкого: все – либо выражение любви, либо – ее отрицание.

Как вести разговор о грядущей смерти?

Это должен сделать близкий человек или доверенное лицо; не стоит спешить, главное находиться рядом; помочь убрать страх умирания в одиночестве.

СОВЕТ:

Что значит: “помочь в страданиях”?
Это означает видеть страдающего, несмотря на всю его возможную внешнюю браваду, присутствовать с ним, уметь молчать, проникая при этом в собственные и его чувства и мысли, а также навещать, но разумно: с одной стороны, не надоедая своим частым присутствием, а с другой – не создавая ощущения, что вы забыли о страдающем.

Надо стать, как музыкальная струна, которая сама не издаст звука, но как только к ней прикоснется палец человека, она начинает звучать – петь или плакать.
ЦИТАТА:

“В начале войны я был хирургом в полевом госпитале. Умирал молодой солдат. Он был готов принять смерть, но скорбел, что умрет один, вдали от жены и детей. “Я буду с тобой!”, - сказал я ему . – “Но ведь не всю же ночь вы будете со мной!” - “Всю. Сначала мы с тобой будем разговаривать. Потом, когда тебе станет трудно говорить, ты будешь смотреть на меня, я буду продолжать говорить с тобой. Потом ты будешь не в силах удерживать свой взгляд, я возьму тебя за руку, потом ты будешь удаляться, но я буду пожимать твою руку, а ты отвечай мне. Как только ты не ответишь, я буду знать, что ты скончался”. Так оно и произошло. Молодой солдат ушел в вечность умиротворенным”.
Из книги Антония (Блума) митрополита Сурожского “Жизнь. Болезнь. Смерть”.
Напишите нам