» 16. Как построить беседу с человеком в кризисном состоянии?

16. Как построить беседу с человеком в кризисном состоянии?

16. Как построить беседу с человеком в кризисном состоянии?

У человека, обращающегося за помощью к консультанту или душепопечителю, существуют определенные ожидания: кому-то нужна просто информация, кому-то – поддержка, кому-то – помощь в сложившейся кризисной ситуации. Сразу же откажитесь от роли спасителя, который будет решать все проблемы обратившегося. Важно занять позицию активного слушателя, придерживаться отношения заботы и поддержки. Проявлять любовь, но не воздействовать на поведение. Человек сам должен выбирать для себя свое поведение.

Во-первых, необходимо установить отношения доверия. При этом надо учиться АКТИВНО слушать.
Это значит:
  • Выражением лица, жестами показывайте, что вы понимаете человека.
  • Уважайте взгляды и убеждения, не навязывая при этом своих.
  • · Используйте уточнение и перефразирование сказанного человеком, который пришел к вам («Вы хотите сказать, что…», «Кажется, вы сказали, что…»).
  • Обобщите услышанное, анализируя восприятие чувств, которые не выражаются открыто.
Во-вторых, надо определить проблему. В данном случае также необходима тактика АКТИВНОГО слушания. На данном этапе постарайтесь:
  • Акцентировать внимание на насущной проблеме («Из всего сказанного вами сегодня вы, кажется, больше всего обеспокоены…»). Иногда необходимо переформулировать проблему, учитывая ситуации, актуальные только в рамках сегодняшнего дня (не затрагивая прошлое, которое может только усугублять состояние).
  • Структурировать проблемы и заботы, определить, какие из них нуждаются в немедленном внимании, а какие можно отложить. Не хватайтесь за все сразу!
В-третьих, помогите оценить все возможные альтернативные варианты и ресурсы.
  • Внутренние ресурсы («Случались ли с вами ранее кризисы, угрожающие здоровью и благополучию? Как вы справлялись с ними?»). При этом делайте акцент на помощь извне: духовного наставника, родных, специалистов и т.д.
  • Внешние ресурсы («Кто бы вам мог помочь в это трудное время?» «Происходило ли что-то подобное с кем-то из вашего окружения? Что они делали при этом?»).
В-четвертых, помогите определить направление вектора деятельности и принять определенные решения.
  • Используйте воображение («Если бы у вас появилась возможность загадать одно желание, каким бы оно было?»).
  • Предложите и обговорите несколько альтернатив (даже нереальных) и их последствия. («Как вы думаете, что произойдет, если вы поступите так?» «Что вы будете чувствовать?» «Что будет в этом хорошего? Не очень?» «Будет ли это серьезным риском?» «Что вы собираетесь предпринять прямо сейчас?»).
  • Поддержите человека в принятии собственного решения («Чтобы прийти на откровенный разговор, требуется мужество. Вы действительно пытаетесь найти правильное решение. Я уверен, что у вас это прекрасно получится, ведь жизнь продолжается!»).
СОВЕТ:

Ни в коем случае не давайте советов, не заставляйте принять помощь. Содействуйте в самостоятельном принятии решения. Даже если принимается решение прекратить поиск выхода из кризиса, это – тоже решение, этап работы, который необходим перед более активными действиями.

ПРИТЧА:

“Жили два друга. Один великолепно играл на арфе, второй был наделен величайшим умением – слушать. Когда первый играл и пел о какой-нибудь горе, второй говорил: “Я вижу гору так, как будто бы она была передо мной”. Когда первый играл и пел о ручье, то второй, умеющий слушать, восклицал: “Я слышу, как вода бежит по камням!” Настал день, когда тот, кто всегда слушал, заболел и умер. Оставшийся в одиночестве друг оборвал струны своей арфы и никогда уже не играл”.

Напишите нам