Сообщение «горьких новостей»

Сообщение «горьких новостей»

Особенностью работы врача, связанной с ВИЧ-инфекцией, является то, что приходится сообщать «горькие новости». Если в практике других специалистов, к примеру, врачей онкологов возможно смягчение ситуации, предоставление надежды, то особенности ВИЧ-инфекции обязывают нас называть вещи своими именами. Сообщение человеку горькой новости требует от врача умения слушать, наблюдать, тщательно выбирать слова, а также знания некоторых психологических особенностей этой ситуации. В структуре сообщения горьких новостей можно выделить следующие стадии:

  • подготовка;
  • сообщение;
  • признание проблемы;
  • поиск решений;
  • завершение консультирования.

На этапе подготовки важно еще раз удостовериться в подлинности той информации, которую хочет сообщить врач, продумать формулировки, которые нужно будет употребить, выбрать время и место. Во время такого разговора пациент должен сидеть.

Само сообщение горькой новости не следует вести в виде дискуссии («Давайте обсудим ваше положение»), употреблять метод «угадывания» («А вы не догадываетесь, зачем вас пригласили?», «В последнее время вы ничего не замечали?»). Опытные консультанты не рекомендуют заранее извиняться за горькую новость, смягчать правду («У вас все хорошо, но есть одно обстоятельство»), употреблять расплывчатые формулировки («Болезнь развивается не совсем так, как мы ожидали»). Не целесообразно приводить подробные аргументы и разъяснения сразу после сообщения горькой новости (пациент не сможет полностью осознать всю информацию), а также приводить еще более негативные альтернативы («Могло быть гораздо хуже….»). Все перечисленные приемы часто используются врачами для того, чтобы избежать реакций горя, отчаяния и гнева. Людям свойствено откладывать сообщение неприятных известий или попытаться смягчить их. Однако это только увеличивает неуверенность и страх, приводит к тому, что пациент испытывает еще большие страдания.

Краткое и ясное сообщение горькой новости проясняет ситуацию. Часто пациент уже ожидает или предчувствует что-то плохое. Длительные вступления только усиливают отрицательные переживания. Краткое и ясное сообщение повышает возможность резкой реакции, после которой пациенты способны быстрее «переработать» психотравмирующее известие.

Врач, сообщающий неприятные известия, должен помочь пациенту выразить отрицательные эмоции. На этапе признания проблемы врач может встретиться с отрицанием проблемы (пациент не желает верить услышанному); агрессивным поведением (пациент обвиняет во всем врача); горем (пациент плачет); отчаянием (пациент теряет самообладание); нежеланием общаться (пациент замыкается в себе).

Если врач видит подобные эмоциональные проявления, то ему ни в коем случае не следует на них реагировать. В такой ситуации лучше слушать пациента и повторять в сжатой форме его высказывания: «Вы не можете поверить?»; «Вас пугает сама мысль?»; «Вы ищете виноватых?»; «Вам трудно сейчас обсуждать?»; «Вы не согласны?»; «Я вижу, что вы очень испугались?».

В результате разговор продолжается, и напряжение постепенно ослабевает. При сообщении горькой новости от врача требуется внимание и терпение. Пациент должен иметь возможность выразить свои чувства. Однако бывают ситуации, когда даже грамотное построение беседы не помогает и консультирование заходит в тупик. В подобных случаях можно прибегнуть к одному из следующих приемов:

  • анализировать разговор как бы со стороны и сообщать результат этого анализа («Я думаю, что мы попали в тупик»);
  • молчать или говорить только: «А как дальше?»;
  • признать, что пациент находится в очень трудном положении;
  • предложить новую встречу для продолжения разговора, так как переход к следующему этапу консультирования является проблематичным.

Консультирование вступает в фазу принятия решений только тогда, когда пациент может контролировать свои эмоции. Опытный врач безошибочно определяет тот момент, когда его собеседник готов принимать решения. Этот момент наступает тогда, когда пациент начинает задавать вопросы. Услышав вопрос «Как мне быть дальше?» или «Что я могу сделать?» врач приступает к обсуждению реальных решений.

При завершении консультирования врач должен еще раз изложить выводы и повторить конкретные договоренности, к которым совместно пришли во время беседы.

Источник: Беляева, Покровский, Кравченко "Консультирование при ВИЧ инфекции".

Напишите нам